Как я выбирал, как мы играли, и что я теперь думаю про эту игру.

***

Первое впечатление, по фото в интернет-магазине.

Большая планшетка. Ну куда такую - не понятно. Никитины без неё обходились: картон нарезали, да складывали. Контрольный квадрат… зачем? В игре, по сути, не участвует, а в цену включён. И ещё - на одном планшете очень разные, по сложности, фигуры. И не в той последовательности, как в книге «Развивающие игры».

Ладно, дайте три. Из принципа и для соблюдения методики. Тренироваться, так на всех фигурах, придуманных великими педагогами, правильно? Только вот - когда же нам понадобится 3й уровень?..   

Открываю приобретение. Упаковано надёжно. Сама игра – всё ожидаемо. Есть простые деления квадрата, есть замысловатые, всё логично. Чем больше кусочков, лучше мозг тренируется. (На самом деле – нет. На третьем уровне фигура из семи прямоугольников, но очень лёгкая в сборке). Всё сделано добротно, даже слишком. Очень прочные элементы (ну картон же у Никитиных!). Запах резаной лазером берёзовой фанеры. То ли приятный, то ли нет. Даже не задумывался, окрашены ли элементы квадратов с обратной стороны, оказалось, нет.   

Практика.

Дочь, выросшая на современных сортерах, начала играть в «СЛОЖИ КВАДРАТ» по методу, который я бы определил, как «на взгляд + наощупь». Тут я понял, как правы производители игры. Элементы из фанеры толщиной под 6мм, казались мне избыточно крепкими. Но, были бы они тоньше – сломались бы.

Такая толщина привела к тому, что элементы стали уже не плоские, а вполне трёхмерные. Поставить их на место неправильно, небрежно или наискосок – не получится. Дочь, привыкшая к более «сговорчивым» сортерам, удивилась. Пробовала силовое давление – не получается. Ей пришлось внимательнее смотреть и точнее работать пальчиками. Так что прочность – правильная. Иначе элементы развалились бы, расслоились и расщепились бы по краям. Некоторые части Александра попробовала погрызть. Но и это испытание игра выдержала.  

Наши первые занятия проходили так. Я высыпал все разрезанные квадраты из планшетки в общую кучу. Делил элементы по цвету (на каждый цвет по два квадрата). Подавал дочери элементы одного квадрата, она их складывала. Повторюсь, даже понятное на глаз решение - требовало собранности, для точной установки на место. Так играли первые несколько дней. Затем, я перестал делить элементы одного цвета на комплекты. Саша уже сама определяла – какие детали одного цвета к какому из квадратов относятся. Решение планшета первого уровня, сначала, занимало минут 10-15 с моими подсказками. Через неделю время сократилось до 5-6 минут без подсказок.

И я решил, что можно распаковать планшет второго уровня. Квадраты тут и лёгкие, и средние, и похитрее. Вернулся к практике порционной выдаче комплекта элементов, но только для второго уровня.  Когда Саша с ним освоилась, опять перестал ей помогать. Изредка подсказывал раскладку самых трудных квадратов. Либо устанавливал ключевые кусочки. Первая, более простая планшетка тоже участвовала в игре: если бы занятие состояло бы только из трудных элементов, заниматься было бы не интересно. А так две планшетки – это гарантированные минут 20-25 игры. С азартом и интересом.      

Теперь моё участие – эмоциональная поддержка. Подсказки, но не руками, голосом, вроде: «переверни», или «сначала большой треугольник». Мы реально втянулись: раскладывали почти каждый день эту «пару планшетов», а то и несколько раз на день! Играли, как в период дневной активности, так и вечером - перед сном. Отдыхали от игры, обычно, по выходным, если уезжали к бабушке. Примерно через месяц я и вовсе перестал помогать, даже советами. Но поддерживал эмоционально: хвалил при решении трудных квадратов и вместе хлопали в ладоши по заполнению планшетки.

Эксперименты.  

Захотелось отойти от планшеток. Придумали вот что: поверх контрольного квадрата (вот он для чего пригодился!) начали складывать другие, разрезанные квадраты, слоями. Что б получился столбик (или башня, или слоёный торт). Прикольно. Самые простые крупные деления из первого уровня – стали лучшим строй материалом.

Квадраты с третьей планшетки выглядели мудрёно... Но первый уровень мы уже собирали «как булку с маслом, на завтрак». Вот буквально: спросонья, одеваясь в садик. И я понял – пора! Месяц на второй - распечатал игру третьего уровня...

Ух! Первый раз, лично, над сложными квадратами из третьего уровня сидел минут 20-30. А Сашка тем временем уверенно собрала три лёгких фигуры. Методика была прежняя, просто гораздо быстрее освоились. Высыпаем, собираем. Трудные места – сначала подсказываю, а затем полностью самостоятельное решение. Так прошёл ещё месяц.    

Сейчас мы чередуем в игре все три планшетки. В зависимости от настроения, я сначала выдаю то самую трудную, то полегче. Полностью третий уровень дочь, так пока и не научились собирать. Это не удивительно.

Моя умница-жена, с математическим складом ума, самые трудные квадраты из третьего уровня собирает с усилием. Компания молодежи, зашедшая к нам в гости, на планшетку второго уровня потратила добрых полчаса. Александра деликатно и уверенно подсказала им несколько решений, чем сильно подняла свой авторитет.     

Планшетка, как форма, оказалась удобна и практична. Позволяет играть как в «деловой обстановке» – за детским столиком, так и в «не формальной»: диван, разобранная перед сном кровать. В последнем случае надо быть осторожными: у второго и третьего уровня элементы квадратов - довольно мелкие и с острыми краями. Избегали мы кухни, ванны (что бы еда и влага не попала на игру) и мест, где элементы могут затеряться (у батареи, и у одного коварного комода).

12 квадратов на доске, на мой взгляд, это оптимально. Видел в интернете сокращённые варианты игры, где на мини-планшетке по 3 или по 4 комбинации. Мне кажется это – «мало, быстро, скучно». И, главное, нет должного разброса в степенях сложности. Но это моё личное мнение, без претензий на истину.

Параллельно с СЛОЖИ КВАДРАТ, конечно же практиковали и другие развивающие игры, игрушки, пособия. Мне кажется, УМНОЕ ОБЛАЧКО, с которым познакомились ещё прошлой осенью, начало Сашке значительно лучше даваться именно после квадратов. А вот игра АРБУЗ – пока на прежнем уровне.  

Что думаю дальше с игрой делать? Играть.  :0)

Играть вне планшетки - про укладку квадратов слоями я рассказывал.

Хочу покрасить все элементы с изнанки и дать Александре заполнять квадраты, сочетая абсолютно любые элементы. Там более, что маленькая хулиганка уже сама пробует составлять квадраты из разных комплектов, перемешивая их цвета.

Про выкладывание дорожки для куклы я помню. Уверен, и это мы со временем сделаем. И начнём, конечно же, с контрольного квадрата.

Теперь в нашей семье есть интересная игра, на 30-45 минут. И есть пространство для геометрических экспериментов.

Никитины, большое вам спасибо, за развивающее пособие.

Производители – респект Вам за правильное исполнение игры.

Остался у меня только один вопрос: когда же Александра полностью освоит третий уровень?..